Сегодня детская гиперактивность очень распространенное явление. Как проявляется гиперактивность? Что делать, если ребенок гиперактивен?
Признаки гиперактивности
Такие дети постоянно в движении – бегают, прыгают, что-то трогают, ломают и бросают, не могут усидеть на месте. При этом имеют место нарушения координации: дети неловки и неуклюжи, часто падают, роняют предметы. На теле гиперактивного ребенка постоянно появляются синяки, ссадины и царапины.
Кроме того, гиперактивный малыш довольно любопытен, однако это любопытство сиюминутное. При этом любознательность ему не свойственна, поэтому даже если ребенок задает вопрос «почему» или «зачем», то, как правило, забывает выслушать ответ. Он с трудом осваивает новые навыки.
Другие характерные признаки – негативизм, рассеянность, невнимательность, неусидчивость, вспыльчивость, упрямство и агрессивность.
Зачастую родителей раздражает недисциплинированность, беспокойность и навязчивость ребенка. Гиперактивные дети не могут с должной ответственностью выполнять поручения, помогать родителям.
Замечания и наказания не дают результатов. В освоении школьной программы также возникают трудности, могут возникнуть разногласия с учителями, развиться неуверенность в себе. Как правило, именно в школе начинают проявляться проблемы со вниманием.
Результаты тестирований показали, что гиперактивные малыши не уступают в интеллектуальном развитии здоровым детям, им просто сложно сосредоточиться и организовать себя и свою работу.
Гиперактивность исчезает или значительно снижается к подростковому возрасту, при этом нарушения функции внимания и импульсивность обычно остаются до достижения взрослого возраста.
Что делать?
В первую очередь необходимо проконсультироваться со специалистом, установить причину гиперактивности. Невропатолог может назначить лечение, соблюдение особого режима и массаж – не пренебрегайте его предписаниями.
Постарайтесь создать вокруг ребенка благоприятную и спокойную обстановку. Помните, что любые разногласия в семье отзываются в нем негативными эмоциями. Малыш восприимчив к настроению других людей, поэтому общайтесь с ним мягко и умиротворенно.
Старайтесь не допускать перевозбуждения и переутомления. Для этого соблюдайте режим дня, в который входит дневной сон, ранний отход к ночному сну, чередование подвижных игр со спокойными.
Постарайтесь реже делать малышу замечания, просто переключайте его внимание на что-то. Помните, ваш ребенок нуждается в похвале, хвалите его даже по незначительному поводу, только не делайте это слишком эмоционально.
Для развития моторики и координации можно приобщить ребенка к танцам, плаванию, или другим видам спорта. Познакомьте его с подвижными играми, научите планировать игру, подчинятся ее правилам.
По мере возможностей формируйте у чада самоорганизацию, послушание, аккуратность, развивайте настойчивость и умение доводить начатое до конца, планировать свои действия, формируйте чувство ответственности.