КОГДА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
( рекомендации для родителей)
Когда начинать готовить ребёнка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен этим заниматься? Единого для всех детей рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвёртого учить по минуточкам сидеть и внимательно работать. Одно ясно- готовить ребёнка к школе, обучать можно буквально с рождения, и всё, чему вы научите ребёнка, а главное – чему он научится сам в раннем детстве, оплатится сторицей.
Существует и другое мнение: не следует торопиться и не стоит уделять подготовке к школе специальное внимание, дескать всё придёт само-собой, «вырастет-научится». Конечно, не стоит ждать «милостей от природы», но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать ,не натаскивать ребёнка, не требовать непосильного только потому, что «другие дети уже умеют это». Надо дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребёнка. Следует помнить, что у детей, испытывающих неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.
Не все родители готовы работать с ребёнком, не все умеют быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И всё же никто, кроме родителей, лучше не знает своего ребёнка. именно они могут найти самый эффективный подход к нему. Работать с ребёнком, учить его гораздо сложнее, чем просто играть. Нужно научиться не огорчать ребёнка своим недовольством и научиться не сердиться на него за непонимание и неумение.
Есть вопрос, который задают современные родители: когда заниматься? Почти все мамы и папы работают, совсем нет свободного времени. Как же быть? Нужны ли для этого специальные занятия и специально отведённое время? Иногда возникает потребность в таких занятиях, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему», «отчего», «зачем», не лениться разъяснять, показать, обратить внимание малыша.
Однако знания детей не должны ограничиваться только тем, что их окружает. Давая ребёнку информацию о различных понятиях, явлениях, можно использовать иллюстрации в книгах, открытки, картинки, чтобы научить ребёнка анализировать, выделять сходство и различие, помочь понять классификацию предметов и явлений.
У ребёнка перед школой должен быть определённый запас специальных представлений, который поможет ему усвоить школьный материал.
- Дети должны уметь различать пространственное расположение предметов ( верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т.д. ),
- Должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры ( круг, овал, прямоугольник, треугольник )
- Уметь различать величину предметов.
- Знать понятия : больше, меньше, часть, целое.
Хотелось бы напомнить родителям «непослушных», «трудных» детей, что их попытки привлечь внимание ребёнка к чему-то, могут быть безуспешными, если не проявить терпение и упорство. И в то же время не стоит требовать исполнения того, что вызывает активный протест, слёзы. Волнение, страх, досада, которые ребёнок испытывает во время занятий, могут надолго отбить желание вообще чем-либо заниматься вместе со взрослыми. Старайтесь избегать наказания в процессе обучения. Любое наказание не помогает обучению, а создаёт новые проблемы.